Меню сайта

«Мир профессий»

Приобщение детей к миру профессий создает необходимые условия для развития и гармоничной самореализации будущего активного участника общества.

Психолого-педагогическое воспитание будущих профессионалов направлено, прежде всего, на формирование у них готовности выбирать сознательно свои пути развития в профессии и учебе. Навыки анализировать свои интересы, способности, возможности и соотносить с потребностями рынка и требованиями будущей профессии.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий» имеет социально-педагогическую направленность. Навыки выбора профессии и самореализации в них, необходимы подрастающему поколению. Довольно часто можно наблюдать растерянность ребят в быстро меняющейся реальности профессионального мира. По результатам многих исследований в подростковом возрасте многие ученики оказываются не готовы сделать даже предварительный выбор будущей профессии. Ошибочный выбор способен создать существенные трудности для гармоничного развития и самореализации подрастающего поколения в будущей взрослой жизни.

Актуальность программы

Особенность нового времени является быстрая смена потребностей рынка труда и научных основ профессиональной деятельности. Появляются новые профессии и устаревают довольно быстро. Становиться очень актуальными навыки быстро анализировать ситуацию и реагировать на меняющиеся вызовы рынка труда и образования, реализуя при этом потребность в самореализации через проявление своих талантов и способностей, интересов.

Особенности программы

В программе одна из основных задач – это формирование навыков работать с самим собой. И на протяжении курса ребята ведут записи в тетради и составляют свой собственный компас в мире работы и образования (навигатор). Кроме того, во время тренинговых занятий ребята улучшают навыки самопрезентации, коммуникации, самоанализа и анализа информации о профессии. В последующих упражнениях у них есть возможность это продемонстрировать.

Адресность программы

В объединение принимаются подростки с 12 до 18 лет.

Режим занятий

Программа рассчитана на 36 часов в год. Длительность одного занятия – 1 академический час, 1 раз в неделю. Занятия проходят в группе.

Объем программы – 36 часов.

Цель: повышение уровня готовности выбирать профессию у подростков через формирование адекватных профессиональных представлений о будущей профессии, сопровождение профессионального и личностного самоопределения обучающихся.

В качестве критериев сформированности профессиональных представлений выделяем: 

  • когнитивный (знания о профессиональной области и требования профессии к человеку, осознание образа профессии, а также своих интересов и склонностей, представления о карьере), 
  • эмоциональный (положительное отношение к профессии и к себе как профессионалу),
  • мотивационный (сформированность положительного идеала, мотивация к учебе, потребность в приобретении профессионально значимых знаний, умений, навыков),
  • поведенческий (сформированность профессиональных умений, навыков, ориентация к творческому самовыражению в процессе обучения, стремление к самореализации и самообразованию).

Задачи программы:

  • провести комплексную профессиональную диагностику обучающихся;
  • научить обучающихся соотносить свои интересы и способности с требованиями профессии и потребностями рынка труда, возможностями последующего трудоустройства;
  • повысить уровень психологической компетентности обучающихся: обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию, планированию, принятию решений, развитие рефлексии;
  • повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению;

 

 

Этапы программы:

  1. Диагностический
  2. Предварительный: оценка потребностей и возможностей участников, подготовка проекта групповой работы, выбор методов оценки работы группы, подготовка материалов.
  3. Проведение групповых занятий по формированию представлений о профессии.
  4. Финальная диагностика.
  5. Создание личного навигатора в выборе профессии.

 

 

Содержание программы

 

Учебно-тематический план

Блоки

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

  1.  

Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра

1

0,5

0,5

Собеседование

  1.  

Психологические основы профессионального самоопределения

9

9

-

Собеседование

  1.  

Профоориентационные игры, тренинги, экскурсии, исследования

26

-

26

Портфолио

 

ИТОГО:

36

 

 

 

 

Содержание учебно-тематического плана

Темы занятий включают в себя блоки № 2 и 3.

  1. Тема: Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра

Теория: Знакомство, вступительное слово. Инструктаж по ТБ. Правила группы, рассказ о возможностях курса. Беседа о рынке труда, меняющейся реальности и мире профессий, о выборе профессии вчера, сегодня, завтра. Как менялись факторы, влияющие на выбор профессии в разные времена.

Практика: Краткое анкетирование о пожеланиях участников, постановка задач. Упражнение. Заключительный анализ.

  1. Тема: Способности, их определение и развитие при выборе профессии. Тестирование

Теория: Приветствие, небольшая лекция о понятии

Практика: Знакомство с собой, способностями и данными (тестирование)

  1. Тема: моя мечта, моя профессия

Практика: Презентация или коллаж «Моя мечта, моя профессия». Вступительное слово. Выдаю материалы для презентации, даются основные понятия, ребята изготавливают презентации. Представление коллажей. Завершительное слово

  1. Тема: Самооценка и уровень притязания

Теория: Вводная часть о том, как взаимосвязаны самооценка, уровень притязаний и успех в профессиональной деятельности, краткий рассказ о методах самоанализа и конгруэнтности.

Личность через призму профессий. Шесть шляп мышления (описание метода). Личностные качества для профессионала, развитие и реализации личности в профессиональном сообществе.

Практика: игра «Шесть шляп мышления». Высказывание по кругу (анализ в конце) собеседование.

  1. Тема: Что такое жизненный успех? Его слагаемые

Теория: Что такое жизненный успех? Каковы его слагаемые? (разбор факторов успеха, с использованием примеров успешных специалистов в различных областях) и виды успеха. Примеры из реальных биографий успешных специалистов.

Практика: Игра мой барометр успеха, круг жизни, собеседование.

  1. Тема: Экономические факторы в профессиональной сфере.

Практика: Игра: распределяем заработную плату персонала. Смена профессиональных поколений, экономика как фактор формирующий спрос на те или иные профессии, как формируется ценность на рынке профессий, зарплата какая бывает и почему? (в игре берется ситуация управляющего с ограниченной  суммой денег, из которой ему необходимо максимально правильно распределить з/п между 10 сотрудниками.)

  1. Тема: Классификация профессий. Компетенции профессионала и личные качества.

Теория: Вводная лекция о том, о классификации профессий и компетенции, что такое компетенции

Для примера берутся профили компетентности  следующих профессий:

-Врач

- Программист

- Фотограф

- Инженер

- Режиссер

- Дизайнер (сайтов),

- Аниматор

- Специалист SMM

- Педагог

- Продавец

- Управляющий

- Рекламщик

- Водитель

- Парикмахер

Практика: работаем с карточками, прописываем компетентностный профиль профессии, которую вытягиваем по жребию. Анализируем.

  1. Тема: Понятие профессионаграмма

Практика: Разбираем состав на примере выбранных ребятами интересных профессий.

  1. Тема: Рынок труда и карьера

Теория: Технологии поиска работы. Небольшой обзор ситуации на рынке труда по данным разных источников. Что такое карьера? Какой она бывает (горизонтальная, вертикальная и комплексная). Пятиминутка о профессии. Технологии поиска работы.

Практика: Игра аукцион талантов. Круглый стол.

  1. Тема:  Рынок труда и карьера (практика 1)

Практика: Смотрим в современных сайтах по поиску работы вакансии и состав.  Анализируем.

  1. Тема: Рынок труда и карьера (практика 2)

Практика: Самостоятельная работа. Прописываем варианты карьер в выбранной сфере. Анализируем возможности.

  1. Тема: Работа и конфликты

Практика: Игра «Забастовка в Авиакомпании». Работа с конфликтами в профессиональной сфере, мотивационная сфера, сферы ответственности.

  1. Тема: Профессия в нашей жизни, ч1

Практика: Подготовка интервью со специалистами. Вступительное слово. Рассказ о профессии, как определяющую жизненный путь составляющую.

-пишем сочинение профессия в моей будущей жизни. Игра «Путь».

  1. Тема: Профессия в нашей жизни, ч.2

Практика: Интервью с приглашенными гостями, профессионалами в своей области, рассказывающими о роли и значении  профессионального выбора в их жизни. Представление гостей, их кратких биографий. Круглый стол.

Фиксируем и анализируем полученные ответы на вопросы.

  1. Тема: Активизация профессионального самосознания

Практика: Игра создаем профессиональную команду для проекта, дела. (Проводим поиск персонала, собеседование, нанимаемся на работу.  Развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, навыков социального поведения.

Ролевая игра: «Эффективная профессиональная команда»

-Ребятам необходимо в течение 10 минут определиться

-анализируем полученный опыт,

Записываем для будущего навигатора в мире профессий.

  1. Тема: Чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект и профессия. Саморегуляция.

Практика: Игра без чувств. Обсуждение

Теория: Краткая лекция об эмоциональном интеллекте и профессии.

-саморегуляция и профессия. Играем в турнир по переговорам, анализируем

  1. Тема: Темперамент и профессия

Теория: Краткая лекция о типах темпераментах, сути понятия и взаимосвязи с выбором профессии (интенсивность труда, монотонность, нервные нагрузки, необходимость к переключаемости или устойчивости равномерности психической деятельности во время выполнения профессиональных обязанностей.

Практика: Тест на темперамент Айзенка. Обсуждение полученных результатов, соотносим с выбранной профессией. Игра «Атос, Партос и Арамис без Д‘Артаньяна». Запись в тетрадь.

  1. Тема: Профессия и здоровье

Теория: Краткая лекция о медицинских требованиях по здоровью к разным профессиям, о заболеваниях возникающих как следствие того или иного труда, допусках (разбираем психологически и физические особенности профессиональной деятельности в различных сферах).

Практика: Самоанализ участников.

  1. Тема: Профессия и здоровье 2

Практика: Играем в проф. комиссию. Игра «Проф. комиссия». Анализ полученных результатов. Составляем свой профиль

  1. Тема: Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация.

Теория: Краткая лекция о мотивации, примеры из биографий современных личностях добившихся профессиональных успехов. Инструменты самомотивации. Просмотр мотивационных фильмов.

Практика: Тестирование. А) Карта интересов, Тест профессиональных склонностей (Холланда). Б) Разбор, составление своей мотивационной карты, завершительное слово участников.

  1. Тема: «Я Хочу – я Могу – я Надо» 

Теория: Представление участникам формулы выбора профессии: Хочу. Могу, надо. Осознание своих профессиональных желаний. Овладение инструментом самосознания и самодиагностики.

Пробуждение интереса участников к осознанному профессиональному определению. Осознание своих внутренних ограничений.

Практика: Игра «Навигатор» в профессиональных мире возможностей. Написание творческой работы планирование карьеры.

  1. Тема:  Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 1

Теория: Понятие самопрезентации, технологии, типы, примеры и значение в профессиональном поиске           

  1. Тема: Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 2

Практика: Автобиография. Упражнение пишем автобиографию

  1. Тема: Резюме и подготовка к собеседованию

Практика: Смотрим резюме реальных специалистов. Тренируемся составлять сами.

  1. Тема: Собеседование, законы и практики

Практика: Игра: собеседование на самую редкую должность            Дается Интродакшен, что есть работа без выходных, без з/п, но ее выполняет миллионы людей в нашем мире. Кто же это? Пробуем отгадать. Далее смотрим презентационное видео. Выбирается несколько пар (кандидат-работодатель)  и проводим собеседование перед группой. Группа затем оценивает результат.

  1. Тема: Карта жизни. Формирование у участников метафорического целостного образа своей жизни

Практика: создание и представление карты жизни. Участники делятся на пары, один из пары художник жизни в слепую, а другой, сидя спиной, диктует, что должно быть. Смотрим что получилось. Меняемся ролями. Обсуждаем.

  1. Тема: Ваши ценности и корпоративная культура будущего работодателя.

Теория: небольшая вводная лекция о ценностях, понятии корпоративная культура и взаимосвязь

С профессиональным поиском себя и успешной адаптацией, продвижением

Практика: Игра «Поле чудес в стране дураков». Игра «Поле чудес в стране дураков». Завершительное слово.

  1. Тема: Терминальные ценности и выбор профессии, методика «ОТеЦ»

Теория: Разбираем понятие терминальных ценностей человека и влияние на выбор профессии.

Практика: Пишем тест.

  1. Тема: Методика «ОТеЦ» ч.2. Интерпретация

Практика: Интерпретация результатов. Самоанализ. Примеры из жизни.

  1. Тема: Откуда берутся профессии? Мода, общественный запрос и личность.

Теория: Историко-обозревательная лекция о механизме появления профессии и ее исчезновения или трансформации.

  1. Тема: Профессии будущего. Перспективы.

Практика: Пишем сочинения на тему «Профессии будущего». Можно выбрать несколько профессий и проследить их перспективу на взгляд ученика.

  1. Тема: Знакомство с профессией на производстве

Практика: Выездное занятие на предприятии, фирму, организацию занимающееся профессиональной деятельностью по выбору ребят. Сбор ребят, инструктаж. Выезд в заранее выбранную путем голосования организацию. Обзорная экскурсия по предприятию. Беседа со специалистами о + и – их работы, запись в тетрадь. Итог: подготовить презентацию на тему.

  1. Тема: Профессиональное выгорание. Причины и история понятия.

Теория: Краткая лекция о том, что такое. Профессиональное выгорание, причины проявления этого явления у молодых (начинающих) специалистов. Профессии под этим углом.

  1. Тема: Профессиональное выгорание 2.

Теория: Технологии восстановления сил  и/или смены профессии.

Примеры из жизни специалистов, прошедших.

Практика: задание взять интервью и написать небольшое сочинение на эту тему

  1. Тема: подготовка к итоговому занятию

Практика: Подготовка к итоговому занятию. Собираем через записи все слагаемые успешного выбора  профессии и поиска работы и создаем собственный навигатор развития в профессиональном мире

  1. Тема: Итоговое занятие, круглый стол обучающихся

Практика: Финальная диагностика. Обсуждение полученных знаний и навыков. Спич-пул: «Я выбираю …». Приветствие. Анкетирование участников, подведение итогов, глоссарий, выступление с речью о выбираемой на данный момент профессии. Закрытие тетради «Навигатор».

 

Планируемые результаты

По окончании учебного года обучающиеся будут иметь:

  • представления о собственных интересах и возможностях;
  • представление о мире профессии и как он устроен;
  • знания технологий анализа профессии;
  • знание технологий поиска работы в современных условиях;
  • собственный навигатор успеха в профессиональном самоопределении.

Форма аттестации – собеседование.

 

 

Обеспечение программы

 

Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования. Возможно сопровождение педагога-психолога организации для обработки тестов.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет для групповых занятий, компьютер, тексты и схемы для анализа.

 

Методическое обеспечение

Имеется необходимый комплекс методического сопровождения (учебная программа, учебно-тематический план, конспекты занятий, методические пособия и пр.), а также дидактический материал (тренинги, аналитические упражнения, игры,  и т. д.).

Методы – анкетирование, психологическая диагностика, ролевые игры, беседы, лекции, работа с документацией, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию, встречи с профессионалами, тренинги, интервью.

Педагогические технологии

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. В процессе реализации занятий педагог стремится способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных сил ребёнка. В беседах с детьми дается понятия важности для будущей жизни и деятельности также аспекта самовоспитания.

Диагностические технологиивыявление возрастных и индивидуальных особенностей ребят, настройка целей программы с индивидуальной целью ученика, уточнение как усваиваются основные моменты курса.

Тренинговые технологии – используются как форма обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения, и т.д. В частности на занятиях осуществляется тренировка навыков общения, самоанализа, рефлексии, самопрезентации, работа в группе, работа с потоками информации, по курсу программы и др.

Игровые технологии – дидактические игры, когда материал программы используется в игровом пространстве и развивающие. Также релаксационные.

 

Календарный учебный график

Месяц, число

Форма Занятия

К-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

 

Беседа

1

Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра.

собеседование

2

 

Беседа

1

Способности, их определении и развитии в профессии. Тестирование.

собеседование

3

 

Беседа

1

Моя мечта, моя профессия.

собеседование

4

 

Беседа

1

Самооценка и уровень притязания. Личность через призму профессий.

собеседование

5

 

Беседа

1

Что такое жизненный успех? Каковы его слагаемые?

собеседование

6

 

Беседа

1

Классификация профессий. Компетенции профессионала и личные качества.

собеседование

7

 

Беседа

1

Технологии поиска работы.

собеседование

8

 

Беседа

1

Профессия в нашей жизни. Интервью с приглашенными гостями, профессионалами в своей области.

собеседование

9

 

Беседа

1

Рынок труда и карьера

собеседование

10

 

Беседа

1

Рынок труда и карьера (практика 1)

собеседование

11

 

Беседа

1

Рынок труда и карьера, ч 2 (практика 2)

собеседование

12

 

Игра

1

Работа и конфликты

собеседование

13

 

Беседа

1

Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация. Карта интересов.

собеседование

14

 

Беседа

1

Профессия в нашей жизни, ч.2.

собеседование

15

 

Игра

1

Активизаци профессионального самосознания

собеседование

16

 

Беседа

1

Чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект и профессия. Саморегуляция.

собеседование

17

 

Тестирование

1

Темперамент и профессия.

собеседование

18

 

Беседа

1

Профессия и здоровье 1.

собеседование

19

 

Игра

1

Профессия и здоровье 2.

собеседование

20

 

Тестирование

1

Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация.

собеседование

21

 

Беседа

1

«Я  Хочу – я Могу – я Надо».

собеседование

22

 

Беседа

1

Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 1.

собеседование

23

 

тренинг

1

Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 2.

собеседование

24

 

Беседа

1

Резюме и подготовка к собеседованию.

собеседование

25

 

Тренинг

1

Собеседование, законы и практики.

собеседование

26

 

Беседа

1

Карта жизни. Формирование у участников метафорического целостного образа своей жизни.

собеседование

27

 

Беседа

1

Ваши ценности и корпоративная культура будущего работодателя.

собеседование

28

 

Тестирование

1

Терминальные ценности и выбор профессии, методика «ОТеЦ».

собеседование

29

 

Беседа

1

Методика « ОТеЦ » ч.2. Интерпретация.

собеседование

30

 

Беседа

1

Откуда берутся профессии? Мода, общественный запрос и личность.

собеседование

31

 

Беседа

1

Профессии будущего. Перспективы.

собеседование

32

 

Экскурсия

1

Знакомство с профессией на производстве.

собеседование

33

 

Беседа

1

Профессиональное выгорание, 1.

собеседование

34

 

Беседа

1

Профессиональное выгорание, 2.

собеседование

35

 

Беседа

1

Подготовка к итоговому занятию.

собеседование

36

 

Круглый стол

1

Итоговое занятие, круглый стол обучающихся.

собеседование

 

Список литературы

 

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
  2. Безус Ж.Н., 20 2)Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Спб: Речь, 2006. – 236с.
  4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее… Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. – М.: Генезис, 2012.
  5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб, 2006.
  6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. – МПСИ, 2008.
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia, 2004. – 301 с.
  10. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие – Спб: Речь, 2013.
  11. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: 2006. – 800 с.
  12. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. – Москва, 2008.
  13. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – Спб, 2004.
  14. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва: Сфера, 2006. – 118 с.
  15. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.
  16. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  17. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 365 с.
  18. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. –  М., 2008.
  19. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. – Академия, 2014.
  20. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. – МПСИ, 2002.
  21. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  22. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М.: Генезис, 2007. 24.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007. 25.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2007.
  23. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
  24. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 460 с. 27.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988. 28.Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 108 с.
  25. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. – Феникс, 2005.
  26. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  27. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. 2009 г.