«Мир профессий»
Приобщение детей к миру профессий создает необходимые условия для развития и гармоничной самореализации будущего активного участника общества.
Психолого-педагогическое воспитание будущих профессионалов направлено, прежде всего, на формирование у них готовности выбирать сознательно свои пути развития в профессии и учебе. Навыки анализировать свои интересы, способности, возможности и соотносить с потребностями рынка и требованиями будущей профессии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир профессий» имеет социально-педагогическую направленность. Навыки выбора профессии и самореализации в них, необходимы подрастающему поколению. Довольно часто можно наблюдать растерянность ребят в быстро меняющейся реальности профессионального мира. По результатам многих исследований в подростковом возрасте многие ученики оказываются не готовы сделать даже предварительный выбор будущей профессии. Ошибочный выбор способен создать существенные трудности для гармоничного развития и самореализации подрастающего поколения в будущей взрослой жизни.
Актуальность программы
Особенность нового времени является быстрая смена потребностей рынка труда и научных основ профессиональной деятельности. Появляются новые профессии и устаревают довольно быстро. Становиться очень актуальными навыки быстро анализировать ситуацию и реагировать на меняющиеся вызовы рынка труда и образования, реализуя при этом потребность в самореализации через проявление своих талантов и способностей, интересов.
Особенности программы
В программе одна из основных задач – это формирование навыков работать с самим собой. И на протяжении курса ребята ведут записи в тетради и составляют свой собственный компас в мире работы и образования (навигатор). Кроме того, во время тренинговых занятий ребята улучшают навыки самопрезентации, коммуникации, самоанализа и анализа информации о профессии. В последующих упражнениях у них есть возможность это продемонстрировать.
Адресность программы
В объединение принимаются подростки с 12 до 18 лет.
Режим занятий
Программа рассчитана на 36 часов в год. Длительность одного занятия – 1 академический час, 1 раз в неделю. Занятия проходят в группе.
Объем программы – 36 часов.
Цель: повышение уровня готовности выбирать профессию у подростков через формирование адекватных профессиональных представлений о будущей профессии, сопровождение профессионального и личностного самоопределения обучающихся.
В качестве критериев сформированности профессиональных представлений выделяем:
- когнитивный (знания о профессиональной области и требования профессии к человеку, осознание образа профессии, а также своих интересов и склонностей, представления о карьере),
- эмоциональный (положительное отношение к профессии и к себе как профессионалу),
- мотивационный (сформированность положительного идеала, мотивация к учебе, потребность в приобретении профессионально значимых знаний, умений, навыков),
- поведенческий (сформированность профессиональных умений, навыков, ориентация к творческому самовыражению в процессе обучения, стремление к самореализации и самообразованию).
Задачи программы:
- провести комплексную профессиональную диагностику обучающихся;
- научить обучающихся соотносить свои интересы и способности с требованиями профессии и потребностями рынка труда, возможностями последующего трудоустройства;
- повысить уровень психологической компетентности обучающихся: обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию, планированию, принятию решений, развитие рефлексии;
- повысить уровень мотивации к профессиональному самоопределению;
Этапы программы:
- Диагностический
- Предварительный: оценка потребностей и возможностей участников, подготовка проекта групповой работы, выбор методов оценки работы группы, подготовка материалов.
- Проведение групповых занятий по формированию представлений о профессии.
- Финальная диагностика.
- Создание личного навигатора в выборе профессии.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ |
Блоки |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
|
Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра |
1 |
0,5 |
0,5 |
Собеседование |
|
Психологические основы профессионального самоопределения |
9 |
9 |
- |
Собеседование |
|
Профоориентационные игры, тренинги, экскурсии, исследования |
26 |
- |
26 |
Портфолио |
|
ИТОГО: |
36 |
|
|
|
Содержание учебно-тематического плана
Темы занятий включают в себя блоки № 2 и 3.
- Тема: Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра
Теория: Знакомство, вступительное слово. Инструктаж по ТБ. Правила группы, рассказ о возможностях курса. Беседа о рынке труда, меняющейся реальности и мире профессий, о выборе профессии вчера, сегодня, завтра. Как менялись факторы, влияющие на выбор профессии в разные времена.
Практика: Краткое анкетирование о пожеланиях участников, постановка задач. Упражнение. Заключительный анализ.
- Тема: Способности, их определение и развитие при выборе профессии. Тестирование
Теория: Приветствие, небольшая лекция о понятии
Практика: Знакомство с собой, способностями и данными (тестирование)
- Тема: моя мечта, моя профессия
Практика: Презентация или коллаж «Моя мечта, моя профессия». Вступительное слово. Выдаю материалы для презентации, даются основные понятия, ребята изготавливают презентации. Представление коллажей. Завершительное слово
- Тема: Самооценка и уровень притязания
Теория: Вводная часть о том, как взаимосвязаны самооценка, уровень притязаний и успех в профессиональной деятельности, краткий рассказ о методах самоанализа и конгруэнтности.
Личность через призму профессий. Шесть шляп мышления (описание метода). Личностные качества для профессионала, развитие и реализации личности в профессиональном сообществе.
Практика: игра «Шесть шляп мышления». Высказывание по кругу (анализ в конце) собеседование.
- Тема: Что такое жизненный успех? Его слагаемые
Теория: Что такое жизненный успех? Каковы его слагаемые? (разбор факторов успеха, с использованием примеров успешных специалистов в различных областях) и виды успеха. Примеры из реальных биографий успешных специалистов.
Практика: Игра мой барометр успеха, круг жизни, собеседование.
- Тема: Экономические факторы в профессиональной сфере.
Практика: Игра: распределяем заработную плату персонала. Смена профессиональных поколений, экономика как фактор формирующий спрос на те или иные профессии, как формируется ценность на рынке профессий, зарплата какая бывает и почему? (в игре берется ситуация управляющего с ограниченной суммой денег, из которой ему необходимо максимально правильно распределить з/п между 10 сотрудниками.)
- Тема: Классификация профессий. Компетенции профессионала и личные качества.
Теория: Вводная лекция о том, о классификации профессий и компетенции, что такое компетенции
Для примера берутся профили компетентности следующих профессий:
-Врач
- Программист
- Фотограф
- Инженер
- Режиссер
- Дизайнер (сайтов),
- Аниматор
- Специалист SMM
- Педагог
- Продавец
- Управляющий
- Рекламщик
- Водитель
- Парикмахер
Практика: работаем с карточками, прописываем компетентностный профиль профессии, которую вытягиваем по жребию. Анализируем.
- Тема: Понятие профессионаграмма
Практика: Разбираем состав на примере выбранных ребятами интересных профессий.
- Тема: Рынок труда и карьера
Теория: Технологии поиска работы. Небольшой обзор ситуации на рынке труда по данным разных источников. Что такое карьера? Какой она бывает (горизонтальная, вертикальная и комплексная). Пятиминутка о профессии. Технологии поиска работы.
Практика: Игра аукцион талантов. Круглый стол.
- Тема: Рынок труда и карьера (практика 1)
Практика: Смотрим в современных сайтах по поиску работы вакансии и состав. Анализируем.
- Тема: Рынок труда и карьера (практика 2)
Практика: Самостоятельная работа. Прописываем варианты карьер в выбранной сфере. Анализируем возможности.
- Тема: Работа и конфликты
Практика: Игра «Забастовка в Авиакомпании». Работа с конфликтами в профессиональной сфере, мотивационная сфера, сферы ответственности.
- Тема: Профессия в нашей жизни, ч1
Практика: Подготовка интервью со специалистами. Вступительное слово. Рассказ о профессии, как определяющую жизненный путь составляющую.
-пишем сочинение профессия в моей будущей жизни. Игра «Путь».
- Тема: Профессия в нашей жизни, ч.2
Практика: Интервью с приглашенными гостями, профессионалами в своей области, рассказывающими о роли и значении профессионального выбора в их жизни. Представление гостей, их кратких биографий. Круглый стол.
Фиксируем и анализируем полученные ответы на вопросы.
- Тема: Активизация профессионального самосознания
Практика: Игра создаем профессиональную команду для проекта, дела. (Проводим поиск персонала, собеседование, нанимаемся на работу. Развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, навыков социального поведения.
Ролевая игра: «Эффективная профессиональная команда»
-Ребятам необходимо в течение 10 минут определиться
-анализируем полученный опыт,
Записываем для будущего навигатора в мире профессий.
- Тема: Чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект и профессия. Саморегуляция.
Практика: Игра без чувств. Обсуждение
Теория: Краткая лекция об эмоциональном интеллекте и профессии.
-саморегуляция и профессия. Играем в турнир по переговорам, анализируем
- Тема: Темперамент и профессия
Теория: Краткая лекция о типах темпераментах, сути понятия и взаимосвязи с выбором профессии (интенсивность труда, монотонность, нервные нагрузки, необходимость к переключаемости или устойчивости равномерности психической деятельности во время выполнения профессиональных обязанностей.
Практика: Тест на темперамент Айзенка. Обсуждение полученных результатов, соотносим с выбранной профессией. Игра «Атос, Партос и Арамис без Д‘Артаньяна». Запись в тетрадь.
- Тема: Профессия и здоровье
Теория: Краткая лекция о медицинских требованиях по здоровью к разным профессиям, о заболеваниях возникающих как следствие того или иного труда, допусках (разбираем психологически и физические особенности профессиональной деятельности в различных сферах).
Практика: Самоанализ участников.
- Тема: Профессия и здоровье 2
Практика: Играем в проф. комиссию. Игра «Проф. комиссия». Анализ полученных результатов. Составляем свой профиль
- Тема: Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация.
Теория: Краткая лекция о мотивации, примеры из биографий современных личностях добившихся профессиональных успехов. Инструменты самомотивации. Просмотр мотивационных фильмов.
Практика: Тестирование. А) Карта интересов, Тест профессиональных склонностей (Холланда). Б) Разбор, составление своей мотивационной карты, завершительное слово участников.
- Тема: «Я Хочу – я Могу – я Надо»
Теория: Представление участникам формулы выбора профессии: Хочу. Могу, надо. Осознание своих профессиональных желаний. Овладение инструментом самосознания и самодиагностики.
Пробуждение интереса участников к осознанному профессиональному определению. Осознание своих внутренних ограничений.
Практика: Игра «Навигатор» в профессиональных мире возможностей. Написание творческой работы планирование карьеры.
- Тема: Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 1
Теория: Понятие самопрезентации, технологии, типы, примеры и значение в профессиональном поиске
- Тема: Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 2
Практика: Автобиография. Упражнение пишем автобиографию
- Тема: Резюме и подготовка к собеседованию
Практика: Смотрим резюме реальных специалистов. Тренируемся составлять сами.
- Тема: Собеседование, законы и практики
Практика: Игра: собеседование на самую редкую должность Дается Интродакшен, что есть работа без выходных, без з/п, но ее выполняет миллионы людей в нашем мире. Кто же это? Пробуем отгадать. Далее смотрим презентационное видео. Выбирается несколько пар (кандидат-работодатель) и проводим собеседование перед группой. Группа затем оценивает результат.
- Тема: Карта жизни. Формирование у участников метафорического целостного образа своей жизни
Практика: создание и представление карты жизни. Участники делятся на пары, один из пары художник жизни в слепую, а другой, сидя спиной, диктует, что должно быть. Смотрим что получилось. Меняемся ролями. Обсуждаем.
- Тема: Ваши ценности и корпоративная культура будущего работодателя.
Теория: небольшая вводная лекция о ценностях, понятии корпоративная культура и взаимосвязь
С профессиональным поиском себя и успешной адаптацией, продвижением
Практика: Игра «Поле чудес в стране дураков». Игра «Поле чудес в стране дураков». Завершительное слово.
- Тема: Терминальные ценности и выбор профессии, методика «ОТеЦ»
Теория: Разбираем понятие терминальных ценностей человека и влияние на выбор профессии.
Практика: Пишем тест.
- Тема: Методика «ОТеЦ» ч.2. Интерпретация
Практика: Интерпретация результатов. Самоанализ. Примеры из жизни.
- Тема: Откуда берутся профессии? Мода, общественный запрос и личность.
Теория: Историко-обозревательная лекция о механизме появления профессии и ее исчезновения или трансформации.
- Тема: Профессии будущего. Перспективы.
Практика: Пишем сочинения на тему «Профессии будущего». Можно выбрать несколько профессий и проследить их перспективу на взгляд ученика.
- Тема: Знакомство с профессией на производстве
Практика: Выездное занятие на предприятии, фирму, организацию занимающееся профессиональной деятельностью по выбору ребят. Сбор ребят, инструктаж. Выезд в заранее выбранную путем голосования организацию. Обзорная экскурсия по предприятию. Беседа со специалистами о + и – их работы, запись в тетрадь. Итог: подготовить презентацию на тему.
- Тема: Профессиональное выгорание. Причины и история понятия.
Теория: Краткая лекция о том, что такое. Профессиональное выгорание, причины проявления этого явления у молодых (начинающих) специалистов. Профессии под этим углом.
- Тема: Профессиональное выгорание 2.
Теория: Технологии восстановления сил и/или смены профессии.
Примеры из жизни специалистов, прошедших.
Практика: задание взять интервью и написать небольшое сочинение на эту тему
- Тема: подготовка к итоговому занятию
Практика: Подготовка к итоговому занятию. Собираем через записи все слагаемые успешного выбора профессии и поиска работы и создаем собственный навигатор развития в профессиональном мире
- Тема: Итоговое занятие, круглый стол обучающихся
Практика: Финальная диагностика. Обсуждение полученных знаний и навыков. Спич-пул: «Я выбираю …». Приветствие. Анкетирование участников, подведение итогов, глоссарий, выступление с речью о выбираемой на данный момент профессии. Закрытие тетради «Навигатор».
Планируемые результаты
По окончании учебного года обучающиеся будут иметь:
- представления о собственных интересах и возможностях;
- представление о мире профессии и как он устроен;
- знания технологий анализа профессии;
- знание технологий поиска работы в современных условиях;
- собственный навигатор успеха в профессиональном самоопределении.
Форма аттестации – собеседование.
Обеспечение программы
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования. Возможно сопровождение педагога-психолога организации для обработки тестов.
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет для групповых занятий, компьютер, тексты и схемы для анализа.
Методическое обеспечение
Имеется необходимый комплекс методического сопровождения (учебная программа, учебно-тематический план, конспекты занятий, методические пособия и пр.), а также дидактический материал (тренинги, аналитические упражнения, игры, и т. д.).
Методы – анкетирование, психологическая диагностика, ролевые игры, беседы, лекции, работа с документацией, упражнения, активизирующие самопознание и рефлексию, встречи с профессионалами, тренинги, интервью.
Педагогические технологии
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. В процессе реализации занятий педагог стремится способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств, развитие и становление познавательных сил ребёнка. В беседах с детьми дается понятия важности для будущей жизни и деятельности также аспекта самовоспитания.
Диагностические технологии – выявление возрастных и индивидуальных особенностей ребят, настройка целей программы с индивидуальной целью ученика, уточнение как усваиваются основные моменты курса.
Тренинговые технологии – используются как форма обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения и общения, и т.д. В частности на занятиях осуществляется тренировка навыков общения, самоанализа, рефлексии, самопрезентации, работа в группе, работа с потоками информации, по курсу программы и др.
Игровые технологии – дидактические игры, когда материал программы используется в игровом пространстве и развивающие. Также релаксационные.
Календарный учебный график
№ |
Месяц, число |
Форма Занятия |
К-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
|
Беседа |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж. Выбор профессии: вчера, сегодня, завтра. |
собеседование |
2 |
|
Беседа |
1 |
Способности, их определении и развитии в профессии. Тестирование. |
собеседование |
3 |
|
Беседа |
1 |
Моя мечта, моя профессия. |
собеседование |
4 |
|
Беседа |
1 |
Самооценка и уровень притязания. Личность через призму профессий. |
собеседование |
5 |
|
Беседа |
1 |
Что такое жизненный успех? Каковы его слагаемые? |
собеседование |
6 |
|
Беседа |
1 |
Классификация профессий. Компетенции профессионала и личные качества. |
собеседование |
7 |
|
Беседа |
1 |
Технологии поиска работы. |
собеседование |
8 |
|
Беседа |
1 |
Профессия в нашей жизни. Интервью с приглашенными гостями, профессионалами в своей области. |
собеседование |
9 |
|
Беседа |
1 |
Рынок труда и карьера |
собеседование |
10 |
|
Беседа |
1 |
Рынок труда и карьера (практика 1) |
собеседование |
11 |
|
Беседа |
1 |
Рынок труда и карьера, ч 2 (практика 2) |
собеседование |
12 |
|
Игра |
1 |
Работа и конфликты |
собеседование |
13 |
|
Беседа |
1 |
Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация. Карта интересов. |
собеседование |
14 |
|
Беседа |
1 |
Профессия в нашей жизни, ч.2. |
собеседование |
15 |
|
Игра |
1 |
Активизаци профессионального самосознания |
собеседование |
16 |
|
Беседа |
1 |
Чувства и эмоции. Эмоциональный интеллект и профессия. Саморегуляция. |
собеседование |
17 |
|
Тестирование |
1 |
Темперамент и профессия. |
собеседование |
18 |
|
Беседа |
1 |
Профессия и здоровье 1. |
собеседование |
19 |
|
Игра |
1 |
Профессия и здоровье 2. |
собеседование |
20 |
|
Тестирование |
1 |
Интересы и склонности в выборе профессии. Самомотивация. |
собеседование |
21 |
|
Беседа |
1 |
«Я Хочу – я Могу – я Надо». |
собеседование |
22 |
|
Беседа |
1 |
Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 1. |
собеседование |
23 |
|
тренинг |
1 |
Навыки самопрезентации, как важный фактор в поиске работы часть 2. |
собеседование |
24 |
|
Беседа |
1 |
Резюме и подготовка к собеседованию. |
собеседование |
25 |
|
Тренинг |
1 |
Собеседование, законы и практики. |
собеседование |
26 |
|
Беседа |
1 |
Карта жизни. Формирование у участников метафорического целостного образа своей жизни. |
собеседование |
27 |
|
Беседа |
1 |
Ваши ценности и корпоративная культура будущего работодателя. |
собеседование |
28 |
|
Тестирование |
1 |
Терминальные ценности и выбор профессии, методика «ОТеЦ». |
собеседование |
29 |
|
Беседа |
1 |
Методика « ОТеЦ » ч.2. Интерпретация. |
собеседование |
30 |
|
Беседа |
1 |
Откуда берутся профессии? Мода, общественный запрос и личность. |
собеседование |
31 |
|
Беседа |
1 |
Профессии будущего. Перспективы. |
собеседование |
32 |
|
Экскурсия |
1 |
Знакомство с профессией на производстве. |
собеседование |
33 |
|
Беседа |
1 |
Профессиональное выгорание, 1. |
собеседование |
34 |
|
Беседа |
1 |
Профессиональное выгорание, 2. |
собеседование |
35 |
|
Беседа |
1 |
Подготовка к итоговому занятию. |
собеседование |
36 |
|
Круглый стол |
1 |
Итоговое занятие, круглый стол обучающихся. |
собеседование |
Список литературы
- Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. – Спб, 2008.
- Безус Ж.Н., 20 2)Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
- Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. – Спб: Речь, 2006. – 236с.
- Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее… Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. – М.: Генезис, 2012.
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – Спб, 2006.
- Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. – МПСИ, 2008.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. – М.: Academia, 2004. – 301 с.
- Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие – Спб: Речь, 2013.
- Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк: 2006. – 800 с.
- Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. – Москва, 2008.
- Мучински П. Психология, профессия, карьера. – Спб, 2004.
- Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. – Москва: Сфера, 2006. – 118 с.
- Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.
- Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 365 с.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. – М., 2008.
- Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. – Академия, 2014.
- Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. – МПСИ, 2002.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М.: Генезис, 2007. 24.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2007. 25.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2007.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
- Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. – 460 с. 27.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988. 28.Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 108 с.
- Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. – Феникс, 2005.
- Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. 2009 г.